Легенда «Джаз-Глобуса — 2013»

14 Ноя 2013

Такие концерты в Израиле проходят только в двух местах - в иерусалимской церкви Августы Виктории и в церкви Святого Иоанна в Хайфе. Только там есть инструменты, что под стать исполняемой музыке.

Орган создавался тогда, когда никто не мог позволить себе ничего столь величественного и дорогого, кроме церкви. Это вообще не светский инструмент, по определению. И музыку для этого инструмента писали такую, которая только и могла звучать под сводами соборов - и только там. Поэтому она и называетсядуховной.

Один из образованнейших людей своего времени, Якопоне да Тоди, оплакивая смерть юной супруги, в расцвете лет ушел в монастырь. Незадолго до смерти (самое начало 14-го века) он создал бессмертную поэму «Stabat Mater dolorosa» («Стояла мать скорбящая»), описывающую вселенскую скорбь матери, оплакивающей сына. На слова этой поэмы написано до сегодняшнего дня более двухсот (!) музыкальных сочинений.

Одним из самых ранних и наиболее известных из них является написанная в 1736 году кантата Джованни Перголези. Источником вдохновения для 25-летнего Перголези послужила смерь возлюбленной, которой родители не позволили выйти замуж за молодого композитора, и девушка удалилась в монастырь, где вскоре угасла. «Stabat Mater» стала лебединой песней Перголези, искренней, до гениальности простой и невероятно прекрасной. Автор работал над ней до последних дней жизни. Не удовлетворенный написанным, он вносил все новые и новые поправки в партитуру, пока смерть не заставила его выронить перо из рук…

Именно это, полное неподдельных страданий и любви, масштабное литургическое полотно можно будет через столько веков услышать здесь, на Святой земле. На нашей Святой земле.

Публика особо внимательна к легендам, особенно, если они по-прежнему на сцене и по-прежнему здорово играют. Легендой нынешнего зимнего иерусалимского фестиваля «Джаз-Глобус - 2013» будет, без сомненья, Алексей Зубов.

Студент физфака МГУ, он заинтересовался джазом и научился играть на саксофоне 60 лет назад и уже в 1955-м был в составе легендарной московской «Восьмерки Зубова - Гараняна». Из той восьмерки большинство уже покинуло наш мир, а на сцене остался лишь он один…

Алексей Зубов всегдв выделялся из советских джазменов исключительной техникой, потрясающе красивым звуком и нестандартным импровизационным мышлением. Многие еще помнят его дуэт с Игорем Саульским, многие помнят и то, что он аранжировал песни Высоцкого для записи на «Мелодии«…

Высоцкий, женившись на француженке, навсегда во Францию не уехал. Зубов, женившись на американке, уехал в 1983 году в Америку навсегда. Эпоха реэмиграции 1990-х его, слава богу, не коснулась. Он 30 лет живет в Лос-Анджелесе, играет в джазовых клубах, расположенных в афроамериканских кварталах и пишет музыку, корни которой – фольклор, джаз и академические сочинения ХХ века.

На «Джаз-Глобусе» Алексей Зубов уже не первый раз. И он там один из немногих, кто нужен всем - он будет играть с самыми разными партнерами все шесть дней фестиваля.